Участники группы сидят по кругу.
Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав какой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: (например, в круг выйдет Таня) «Таня, я с пум-пум-пумом?», и Таня ответит «да» или «нет» в зависимости от того, есть задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки должны быть конкретными, известными всем нам.
Наша задача – понять, какой пум-пум-пум задуман. После того, как ведущий подойдет к каждому и ответит на заданный вопрос, мы сможем высказать возникшие у нас гипотезы.
В процессе поиска «пум-пум-пума» обращайте внимание на возникающие у вас состояния и постарайтесь уловить момент появления ответа».
Тренер может сам принимать активное участие в упражнении, в том числе выходя в центр круга со своим вариантом «пум-пум-пума», однако лучше это сделать не сразу, предоставив возможность проявить активность участникам группы.
Данное упражнение имеет многочисленные эффекты. Оно полностью соответствует содержанию тренинга креативности, создавая проблемную, неопределенную среду, проходит весело, побуждает участников быть изобретательными, гибкими, развивает их воображение и наблюдательность.
Однако мы рекомендуем его использовать на этапе ориентации, когда основной целью работы является осознание того, что такое креативность, каковы барьеры ее проявления и этапы креативного процесса.
В этом случае эффективными будут два вопроса, которые тренер задает участникам группы. Первый из них «Как возник ответ?» задается участнику группы, нашедшему ответ. Второй вопрос можно задать всем, кто занимался поиском ответа: «Какие чувства, состояния у вас возникали, как они изменялись во время поиска ответа?»
Ответы на первый вопрос позволяют приоткрыть завесу над механизмами обнаружения ответа в тех проблемных ситуациях, где решение не может быть найдено логическим путем. В частности, участники тренинговых групп достаточно быстро выходят на то, какое важное значение в этих случаях имеет ассоциативный механизм.
Отвечая на вопрос «Как возник ответ?», участники начинают говорить об этапах креативного процесса. Появляется идея, что для того, чтобы найти ответ, надо собрать полную информацию! проявляя психологическую наблюдательность, просмотреть все возможные варианты, переходя из одной содержательной области в другую. Таким образом, начинается разговор об этапе подготовки, и тренер получает возможность подхватить эту тему, зафиксировать высказанные идеи. Уже здесь можно предложить участникам осознать те тактики, которыми они пользовались на этом этапе и рассказать о них.
Ответы на второй вопрос дают возможность продолжить разговор об этапах креативного процесса. В частности, участники часто говорят о том, что в какой-то момент у них возникало впечатление, что им не удастся найти «пум-пум-пум», рассказывают о напряжении, периодически возникающем желании прекратить поиск ответа. Таким образом, появляется возможность обозначить этап фрустрации и, подводя итог, перечислить те состояния, которые возникают на этом этапе креативного процесса,
Обычно кто-то из участников в ходе обсуждения говорит примерно следующее: «В какой-то момент я перестал(а) думать о «пум-пум-пуме», стал(а) думать о чем-то своем и вдруг, это, кажется, было после слов Наташи, у меня сам собой возник ответ». В этом случае иногда оказывается возможным выяснить, что этот участник группы тщательно прошел этап подготовки и, не оставаясь долго на этапе фрустрации, перешел на этап инкубации. Во время нахождения на этом этапе его подсознание «услышало» то, что сказала Наташа, «объединило» эту информацию с уже имеющейся и «нашло» ответ.
Участники тренинга также, как правило, говорят о тех эмоциях и чувствах, которые у них возникали в момент нахождения ответа: радость, восторг, «было приятно» и т. д. Эти впечатления тренер может соотнести с этапом инсайта.
В процессе обмена впечатлениями после завершения упражнения обычно высказываются идеи, которые позволяют поговорить и об этапе разработки (верификации, воплощения).
Кто-то из участников может сказать примерно следующее; «Мне показалось, что я нашел ответ, и я стал его проверять, соотносить с условиями задания и понял, что он подходит (не подходит)». Опираясь на такое высказывание, тренер говорит о необходимости проверки возникающих идей, придания им завершенной формы.
Приведем пример поиска «пум-пум-пума» в одной из проведенных нами групп тренинга креативности.
Загадывающий выбрал в качестве «пум-пум-пума» первую гласную букву в полном имени участников тренинга. Таким образом, Александра, которую в группе звали Саша, Ольга и Антонина (в группе ее называли Тоня) были обладательницами «пум-пум-пума». Группа начала поиск с перебора признаков внешнего облика. После того как были названы цвет волос, форма прически, цвет глаз, форма лица (круглое), наличие украшений, часов, форма выреза на платьях, рубашках, блузках и многое другие, у некоторых членов группы возникло беспокойство, которое выражалось фразами:
«Может быть, ты нам что-нибудь подскажешь», «А если мы не найдем ответ, то что будет?», «А этот пум-пум-пум действительно есть?» и т.п.
Некоторые из участников в этот период снизили свою активность, по их невербальному поведению можно было предположить, что они думают о чем-то, не относящемся к поиску «пум-пум-пума». Позже, в ходе обсуждения эти участники говорили о том, что в какой-то момент они потеряли интерес к заданию, им стало лень дальше заниматься этой проблемой.
Однако большинство участников группы продолжали поиск решения. Они переходили все в новые и новые области.
Качественный скачок в процессе поиска решения произошел после высказывания Андрея, который обратил внимание группы на то, что до сих пор поиск шел в одной содержательной области – внешний облик, и предложил поискать «пум-пум-пум» в других областях: местоположение в комнате, место работы, характер увлечений (о своих увлечениях, хобби участники группы рассказывали друг другу в начале занятий). После этого стали возникать новые идеи, что позволило, в конце концов, выйти на содержательную область «имена» и найти, правда, далеко не сразу, ответ.