Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежит бумага, краски, фломастеры и т.д. – все, что необходимо для рисования. «Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки».
После того как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он(она) понимает, что такое креативность.
Упражнение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности.
Приведем примеры того, что говорили некоторые участники групп тренинга креативности, рассказывая о своих рисунках.
Ольга. «Я хотела на своем рисунке показать роль внешних условий: из ручейка получается океан. Это означает, что креативность развивается в подходящих условиях, и сама потом питает других».
Татьяна (на рисунке – мозаика): «Для меня креативность – это движение от хаоса к гармонии».
Саша (на рисунке разноцветная спираль): «Креативность – это развитие, радость, бесконечность».
По ходу обсуждения тренер предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того как все выскажутся, тренер подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ (содержательных модулей), в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.