Доклад на IX-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров
Штурмовать мозгами высоты нерешённых бизнес-задач стало модным и почти что обыденным во многих компаниях. Вследствие этого и подход к организации мозговых штурмов стал легковесным. Чего уж проще: собрал людей, дал тему – пусть штурмуют. В нашей фирме (группа компаний «Плезир», г. Казань) подход был именно таким, когда мне поручили организовать и провести очередной штурм.
Ты отрицаешь все с излишней легкостью и чересчур сурово судишь...
Творческий ум должен отозвать стражу от своих ворот,
чтобы идеи врывались в беспорядке, а уж потом
можно исследовать и рассматривать их во всем многообразии»
Фридрих Шиллер
Все ошибки совершённые мною находились в двух областях: люди и сигналы.
Люди на мозговом штурме – это те, кто собрался «штурмовать»: ведущий, его помощник, руководитель корпорации (генеральный директор). Сигналы – это то, что помогает нам в усвоении и интерпретации информации, в творческой реализации задач. В памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов. По В.Ф. Шаталову сигналы строятся на неожиданности, экономности и ассоциациях [17; с. 48] .
В худшем варианте собирают 5-10 человек более-менее свободных в данный момент или оставляют всех в полном составе после общего собрания. В лучшем случае существует некая спецгруппа, которая собирается регулярно именно для мозгового штурма. В нашей компании мозговыми штурмами занимался Совет директоров. Происходило это еженедельно по пятницам, сразу после основного заседания Совета, часов с 7 до 9 вечера. Анализируя сделанные ошибки, думаю, истина, где-то посередине.
НЕ все подряд и НЕ особые исключительные личности должны принимать участие в подобных атаках. Есть несколько КАТЕГОРИЙ ЛЮДЕЙ, которые могут входить в ГРУППУ МОЗГОВОГО ШТУРМА:
1. Если в компании есть PR-менеджер, бренд-менеджер, журналист, изобретатель, арт-директор - то, эти люди составят костяк группы.
2. В зависимости от темы разработки в такую группу могут входить временные участники, являющиеся специалистами: топ-менеджеры, непосредственные руководители направлений, HR-менеджер, IT-менеджер, юрист, патентовед, менеджер по работе с ключевыми клиентами, дизайнер, старейший сотрудник. В одном случае собирается группа специалистов определенной узкой области, а в другом — возникнет необходимость объединить специалистов разных областей.
Тщательно отобранная группа специалистов, хорошо разбирающихся в обсуждаемом вопросе, владеет фактической информацией и опытом в искомой области знаний и навыков [6; с. 35]. Но, не всегда у этих людей есть нужная творческая жилка…
В нашей компании старейшим сотрудником была женщина после пенсионного возраста, бывший инспектор по кадрам. Она оказалась настоящим кладезем идей и образцом нестандартного мышления. Именно с её подачи был сформулирован слоган для плаката на фасад флористического салона: «Женщинам цветы, детЯм мороженое. Цветы здесь, мороженое за углом». Это привлекло дополнительных покупателей в салон. Магазинчик, продающий мороженое, действительно находился за углом, на второстепенной улочке. Выручка от продажи прохладительного десерта была низкой. Покупатели-пенсионеры брали в основном хлеб и молоко. Внизу нашего плаката была стрелка-указатель, направляющая на этот магазинчик. Буквально через несколько дней выручка от продажи мороженого резко возросла. Была достигнута договорённость с владельцем магазинчика о снижении арендной платы для флористического салона (владельцем и салона, и магазинчика был один человек).
Однако, отбирая специалистов для мозгового штурма, необходимо помнить, что противопоказано, иметь постоянную, раз и навсегда сформированную группу. Это вырабатывает некоторую кастовость, ведёт к «замыливанию» и повторению идей.
Чтобы вносить свежую струю, можно и нужно так же наполнять группу менеджерами среднего и низшего звена. Ценными участниками могут быть рядовые сотрудники. Как таковых отбирать? Базируясь на опыте многих групп, можно вывести определённые критерии отбора:
- Выбор человеком на отдыхе не банальной одежды, аксессуаров, макияжа. Не банальный выбор в одежде, скорее всего, даст небанальный выход идей.
- Необычные поступки и мысли в повседневной жизни.
- Неординарные решения в кризисных ситуациях.
- Люди «золотые руки», те, кто умеет творить руками. Человек творческий во всём будет искать оригинальный подход. В нашей компании это были флористы и художник-моренист.
- Хобби, кто чем увлекается в свободное время.
- Чтение, что человек читает. Конечно, если его выбор – газета «Известия» или проходные детективы, то это вряд ли поможет. А вот если человек предпочитает серию ЖЗЛ, увлекается фантастикой, выписывает цитаты – это тот, кто может быть полезен при мозговом штурме.
- Не банальный подход при пробуксовке. Например, однажды в наш салон подъехал клиент, ну на очень крутой машине, с охраной, в очень дорогом костюме, явно при больших деньгах. Долго ходил по залам, многое осмотрел. А вот контакта с ним опытные консультанты не находили, в разговор он никак «не вовлекался». Наконец, одна из наших сотрудниц спросила его: «Вы со мной разговаривать не хотите, потому что Вам моя помада не нравится»? Этот «дикий» и не вписывающийся в контекст вопрос сдвинул ситуацию с места. Клиент обратил взгляд на очаровательную улыбку консультанта, разговорился, сделал крупную покупку. Впоследствии этот консультант приглашён был в группу мозгового штурма, внёс целый ряд очень неординарных идей.
Приглашённые сторонние люди могут так же разнообразить группу и дать ей новые посылы. Когда наряду со специалистами определенной области в группу приглашаются люди из совершено других сфер деятельности - появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, что могло бы остаться «за кадром» из-за своей непривычности. Для мозгового штурма я приглашала людей науки, узких специалистов, дизайнеров, художников, аэробрашеров.
Возможно, спорным покажется выбор следующей категории лиц. Они тоже сторонние, но в определённой степени заинтересованные – это дети сотрудников. Подростки и молодые люди, участвовавшие в наших мозговых штурмах «на выходе» дали самое большое количество реализованных в последствии идей. Они мыслят неординарно. Они чаще всего свободны от барьера «это невозможно». Вовлечённые в реальный мир взрослых, они генерируют по-настоящему бесценные идеи. Ими была предложена детская площадка и продажа мороженого в ландшафтном центре. Это на порядок увеличило поток покупателей и, соответственно, прибыль. В качестве сторонних лиц приглашались так же супруги сотрудников.
Определяющим для выбора участника будет не его статус в компании, а креативность, тип мышления, позитивный взгляд на вещи, творческие способности, лёгкость включения в новые ситуации, гибкость и скорость мыслительных процессов.
Но, таких сотрудников не всегда бывает достаточно. Тогда стоит идти путём «выращивания» людей, свободных от стереотипов. Безусловно, невозможно просто взять и вырастить творческую личность. Но и утверждение о том, что креатив не поддаётся воспитанию, несостоятельно. Ещё Иммануил Кант характеризовал такое мнение как «аргумент ленивого разума». Для некоторого развития творческого посыла всё же можно выделить ПЯТЬ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ. Стоит отметить, что все упражнения и задания, применяемые мной, подразумевали только добровольное участие и исполнение.
Сигналы. Был разработан стенд «Живи иначе». За неделю до нового мозгового штурма на всеобщее обозрение вывешивались креативные картинки по теме, размещались цитаты и анекдоты. Иногда такие картинки и надписи можно было увидеть и в самых неожиданных местах: над умывальником, в холодильнике, на складе. Зачастую на плакате вывешивалось начало фразы или ситуации. Продолжение нужно было дописать. Ручка или карандаш висели рядом. Автор лучшего высказывания получал награду. Люди приучались мыслить иначе, видеть вещи иным взглядом.
Пять органов чувств. В воздействии на творческий потенциал я полагалась вначале лишь на визуальные средства. Позже пришло понимание важности задействования и других органов чувств. Предлагалось окрасить ряд висящих предметов в любой цвет, выбрать на ощупь фактуру упаковки для подарка, озвучить ассоциации, которые вызвал определённый запах. Свой выбор нужно было объяснить.
«Разминка». На обычных собраниях и «пятиминутках» иногда мы устраивали «разминку». Ставилась задача, сотрудники делились на команды, через 2-3 минуты каждая команда должна была выдать несколько решений (реальность применения и сиюминутная возможность использования были не важны).
Соучастие. Для успешной реализации лучших идей мозгового штурма сотрудники должны «быть в курсе». После каждого мозгового штурма его результаты вывешивались на всеобщее обозрение: сколько поступило идей, сколько и каких принято к разработке, какие признаны лучшими, кто автор этих идей. Таким образом, каждый в коллективе становился соучастником процесса.
Престижность и поощрение. Участие в группе мозгового штурма стало престижным в нашей компании. На общих собраниях говорилось о вкладе таких людей в общее дело. Творчество поощрялось и вознаграждалось. В нашей корпоративной культуре принята была система баллов (затем система звёзд). Давалось определённое количество баллов за каждое участие или за принятую идею. Иногда это было прямое денежное поощрение. Проводились для таких людей и творческие вечера отдыха в необычном месте. Например, выезд за город на лошадях. Наградой иногда становилась книга о творчестве и творческих людях. Простите за тавтологию, важно поощрять творческих людей творчески!
Взглянем и на других участников мозгового штурма – ведущих, их помощников.
Обычно Ведущий назначается руководителем или руководитель сам берёт на себя эту обязанность. Именно так происходило ранее в нашей компании. Мозговой штурм вёл только генеральный директор группы компаний. И, не смотря на приверженность руководства этому методу, он не давал ощутимых результатов. Почему? Руководитель в роли ведущего редко бывает успешен, так как участникам сложно абстрагироваться от того, что перед ними их начальник (непосредственный или вышестоящий). А самому руководителю трудно не поправлять и не критиковать подчинённых. Более того, генеральный директор может и вовсе не присутствовать на штурме. «Сторонний» ведущий в данном случае предпочтительнее. Возможно, это будет штатный «пиарщик» компании. Если такового не имеется, то подойдёт на эту роль известный в компании креативщик (уж такой-то обязательно найдётся). Надо только не побояться доверить ему «руль» и полную свободу рулить.
Ведущий мозгового штурма должен обладать высокой творческой активностью, уметь доброжелательно относиться к идеям, высказанным другими людьми. Хорошо, если он органично сочетает в себе способности генератора и аналитика идей. Важнейшими его качествами являются скорость реакции, богатство ассоциативных связей, легкость генерирования идей в сочетании с хорошими аналитическими способностями. Важными являются наличие чувства юмора и приверженность принципам морали [1]. Актуальными и зачастую решающими становятся такие навыки ведущего, как чёткое понимание и чувство ситуации, каждого участника в отдельности и всех вместе.
Однако только этого мало. Ведущему необходимо готовиться!
Вследствие собственных ошибок было выработано НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ ПОДГОТОВКИ:
Формулирование темы. Именно этот этап задает те рамки, в соответствии с которыми процесс будет далее реализован. Вначале всем участникам необходимо чётко определить для себя, осознать, для чего они все тут собрались [10; с. 1]. Тема ранее в нашей компании озвучивалась в общих фразах. Объявлялось нечто невразумительное, вроде: «Поговорим о рекламе». В результате всё выливалось в обсуждение расплывчатой темы, идеи для решения отходили на второй план.
Прежде всего, необходимо найти баланс между масштабностью и детализацией задачи. На повестке дня в нашей компании остро стояла проблема падения продаж на садово-ландшафтном рынке «Уютная усадьба». Руководством была поставлена задача для очередного штурма: улучшить работу центра «Уютная усадьба». Удалось убедить Совет директоров (решение в данном случае принимал этот орган) в том, что мы получим, возможно, интересные, но очень уж общие идеи. Проблему нужно было разбить на ряд конкретных задач.
Обозначить конкретную задачу, требующую решения – это не просто сузить поиск, но и возможность сделать его продуктивнее. В связи с глобальностью вышеуказанной проблемы мы разбили её на более конкретные задачи: проведение рекламных компаний и PR-акций; пересмотр бюджетного годового плана; изменение кадровой и ценовой политики; план закупок и ряд других. В каждой такой задаче были определены несколько под тем. Для мозгового штурма выбрали задачу переоборудования площади центра.
Продумать формулировку. Тема в нашем случае была сформулирована так: «Новый взгляд на новое пространство ландшафтного центра». В результате мозгового штурма был выдвинут ряд очень свежих идей. Воплощение нашли оборудованные «под ключ» садовые уголки с фонтанами, мостиками, беседками, жаровнями. Они заменили ранее просто выставленные на продажу садово-строительные материалы. Появились детская площадка и кафе. Были внедрены консультационные пункты по видам растений.
Информационный этап. Приходя на брейнсторминг, его участники должны быть определённым образом настроены на творческий процесс, должны иметь определённый объём информации.
В ходе работы стало понятным, что важны день недели и время проведения штурма. Отпадают как малопродуктивные первый и последний рабочие дни недели. Не совмещаются с мозговым штурмом и рабочие совещания, Совет директоров, «пятиминутки», где мозговой штурм подаётся в виде десерта. Поэтому пришли к выводу, что для атаки лучше выбрать специальный день, не самый напряжённый в графике данного предприятия. Наиболее оптимальное время – через 2-3 часа после начала работы и не позднее 2-3 часов до её окончания. Тогда люди и текущие дела успеют сделать, и домой не будут спешить.
Идеально, если заранее, за 5-8 дней будет известна тема мозгового штурма. Дайте людям сигнал! Мы вывешивали объявление для всех и давали возможность всем письменно высказаться. Для этого рядом с объявлением вешали ящик для предложений и идей. Идеи выдвигались как индивидуально (сотрудниками), так и группами (подразделениями). Непосредственным участникам штурма посылали письменное приглашение или сообщали о времени и теме по телефону. Всё это давало возможность предварительной настройки, генерированию идей ещё до начала мозгового штурма.
Для поддержания системы необходимо продумать и записать простой план. Он нужен не участникам, а ведущему. Его не обязательно придерживаться очень жёстко. Он помогает исподволь управлять процессом.
Вхождение в процесс. Мозговой штурм – не посиделки на завалинке. Решение поставленных задач – не лузгание семечек. Поэтому простому собиранию людей противопоставили создание соответствующей атмосферы. Здесь существует несколько отработанных моделей. Проводя подготовительный этап, мы старались помнить, что обращение к методикам, не заменяет мыслительный процесс, но призвано его усиливать [17; с. 1].
Для создания атмосферы непосредственно на самом штурме важны такие «элементы», как сытый участник, музыка, запахи, то есть вхождение в процесс. Ранее мы просто собирались и «с ходу» врезались в решение задачи. При этом кто-то думал о еде, кто-то о доме, кто-то просто досыпал… После многих ошибок было принято несколько решений.
Помещение. Начинать надо с вешалки, решили мы (почти как в театре). Выделили для штурмов удобное просторное помещение. Со столами, чтобы обстановка была рабочей, с диванчиками и цветами, чтобы можно было расслабиться в перерыве. Перед приходом группы хорошо проветривали помещение. Обустроили удобный гардероб, где оставляли вещи и сумки. Затем предлагали снять галстук и пиджак (в нашей компании довольно строгий дресс-код). Оставляли за дверью часы и телефоны. Стулья расставляли так, чтобы члены группы могли видеть глаза друг друга. Всё это способствовало психологическому равенству участников группы.
Утоли голод. Голодный мозг способен показать не лучшую продуктивность. Переедание тоже не способствует активной мозговой деятельности. Поэтому, перед штурмом предлагаем лёгкий перекус. Напитки можно употреблять в течение всей работы группы.
Задействовать в процессе все 5 органов чувств (уже упомянутые выше). Для этого подбирали музыку и звуки природы, ставили ароматические свечи и нарезанные фрукты. Ставили объёмные фигуры разной фактуры, которые можно было пощупать и погладить. Снимали обувь и ходили босыми ногами по различным поверхностям. Вывешивали на стенах постеры и картинки.
Модели вхождения в штурм. Разработали несколько моделей вхождения. Самыми удачными оказались модели «Выход в открытый космос», «Оазис в пустыне», «Возвращение в детство». Для того, чтобы эти модели не были притянуты за уши, и разрабатывалось тщательно участие пяти органов чувств в создании именно этой конкретной модели.
Например, для модели «Оазис в пустыне» предварительно готовим помещение. В проходной комнате застилаем пол плёнкой и фольгой, насыпаем крупного речного песка. За два часа до мероприятия включаем на максимальную мощность несколько калориферов для обогрева. Фольга и обогреватели делают своё дело. Для создания запаха дополнительно греем песок на электроустановках для приготовления турецкого кофе. Все окна закрыты. По низу стены протянут длинный постер с изображением колючек на песке. В самом начале штурма включаем мелодию «Ветер в пустыне» из серии «Звуки природы». Все участники допущены в «пустыню» в деловых костюмах, но босиком. Душно, жарко, пахнет раскалённым песком. У всех желание развязать галстук или расстегнуть верхнюю пуговицу. Проводим аутотренинг с «погружением в среду». Все с закрытыми глазами представляют, что они в знойной пустыне. Забыты все дела. Ведущий процесса даёт установку. Он говорит, что у всех открываются резервные возможности в поиске выхода из затруднительных условий. При попадании в оазис у каждого будет свежесть мысли, оригинальность идей, не банальный подход. В одной из следующих комнат сооружаем «оазис». Собираем множество крупных растений, на столиках фрукты и прохладительные напитки. Помещение проветрено. Атмосферу усиливают звуки журчащей воды, спроецированный на стену слайд настоящего оазиса, свежие запахи лайма и апельсина. Все имеют возможность расстегнуть пуговицы, снять мешающие предметы одежды, по желанию обуться (обувь предварительно принесена помощниками). Фрукты и вода применяются по назначению. Включаем музыку из кинофильма «Белое солнце пустыни». Каждый по кругу называет одно отличие пустыни от оазиса. Далее, в зависимости от темы штурма, называется ещё одно отличие каких-либо ощущений, объектов, предметов. Допустим, чем отличается салон от магазина, при теме мозгового штурма «Преобразование садово-огородного магазина во флористический салон».
Аналогично разрабатывались и другие модели вхождения.
Настройка способствовала вхождению в процесс, создавала атмосферу «здесь и сейчас». Она проводилась в виде простых игр и упражнений, соответствующих теме и модели вхождения. Например, нужно было по кругу каждому ответить, на что похоже яблоко. Или, какие музыкальные ассоциации вызывает петух. Применялись методы аутотренинга и медитации. Главное, чтобы настройка не затягивалась.
Организация процесса. Важно продумать систему, как вести сам штурм. Но, при этом не быть рабом системы.
При начальной организации штурма кажется, что обязательно встанет вопрос дисциплины: кому дать слово, как прекратить споры. Я использовала сигналы, чтобы держать в струе общие воды. Но и тут не обошлось без оплошностей. Небольшой ручной мяч служил сигналом для передачи слова. Получалось всё как на собрании. Все по очереди высказывались, но «озарений» не возникало. Сейчас мяч оставляю только для начала процесса, для «затравки». И он ходит не по кругу, а в произвольном порядке. Как только про мяч забывают, как только начинают перебивать друг друга и возникает хаос, вот тут и выкристаллизовываются идеи «на грани», настоящие золотые крупицы из массы горной породы. В качестве сигнала ввели жёлтую карточку: она помогает прекратить споры и оценку идей, критику. Юмор допустим, но, если он не касается кого-либо лично...
Далее необходимо занырнуть на глубину, чтобы выудить не рядовые, поверхностные ассоциации, а «золотую рыбку». Иногда здесь пригождаются домашние заготовки. Ведущий записывает их в свой план. Когда кажется, что креатив исчерпан, ведущий может «запустить» подготовленное заранее слово или фразу. Можно передать это слово и «подсадной утке», заранее сговорившись с кем-то из участников. Главное здесь не переборщить.
Одна из мозговых атак проводилась в эвент-агентстве «Ангел». Необходимо было выбрать тему и разработать «скелет» сценария для проведения свадьбы служителя лютеранской церкви и студентки. Служителя звали Мартин, он увлекался филателией. Студентка училась на факультете биологии, её звали Катя, подрабатывала, ухаживая за верблюдами в зоопарке. В домашних заготовках ведущего были фразы: «Ключи от рая и апостол Пётр. У Лютера и его жены – имена как у молодожёнов. Животные, названные в Библии могут встречать молодых. Почта, конверты, марки. Слёт филателистов. Библейские пары: Ревекка и Исаак, Рахиль и Иаков, Давид и Мелхола. Серия марок на тему Библии или тему животных. Свадьба в зоопарке». В результате тема свадьбы звучала так: «История Кати и Мартина в …марках». В основу сценария была положена библейская история Исаака и Ревеки. В сценарий вошли приезд невесты на верблюде, выход жениха из шатра, театрализованная передача «благословения» от Мартина и Катарины Лютер молодожёнам. Свидетель исполнял роль слуги Елиазара. Помещение было предложено оформить плакатами в виде больших марок, задник сцены в виде кляссеров для марок, в виде марок были и приглашения на свадьбу и карточки на стол для гостей. Так же было стилизованное оформление машин под караван и много других идей.
Хорошим оживляющим ходом является комплимент. Только он не должен быть дежурным. Пару комплиментов можно передать и «подсадной утке». Лучше всего на комплименты реагируют мужчины, особенно, если слова звучат из уст женщины.
На мой взгляд, в любом творческом процессе важны поощрения. О них уже было сказано. Поощрения можно вводить и в сам процесс мозгового штурма. Я иногда использую маленькие шоколадки. Возможно, это выглядит по детски, но приносит результат. К тому же активизирует процесс на физиологическом уровне.
Соревновательный момент может внести оживление, добавить азарта. В нашей компании в мозговом штурме принимают участие, как правило, несколько подразделений. Весёлая игра команд не просто вносит разнообразие, но даёт на порядок больше неожиданных идей. Работа по группам так же иногда ведёт к снижению социальной лености и позволяет добиться увеличения количества вырабатываемых группой решений [14; с. 2].
Технология фиксирования мыслей была одной из моих главных ошибок. Помехи, обусловленные ситуацией групповой работы, снижали продуктивность группы. Высказываться членам группы приходится по очереди, и пока один человек говорит, остальные слушают, дожидаясь своей очереди, и одновременно удерживают в памяти собственные идеи [14; с. 3].
По инерции все мысли записывались на доске. И, хотя мы делали это с одним, а то и двумя помощниками, вызывало неудовлетворение замедление процесса, иногда потеря мысли, некоторая заорганизованность. Выход нашли в использовании магнитофонной записи. Нужно только приготовить второй магнитофон на случай непредвиденности, лучше на батарейках (был реальный случай, когда в помещении отключили электричество). Доску оставили. Иногда используем её в командах (когда идёт «соревнование»). Иногда помощники записывают на доске те мысли, которые были встречены наиболее бурно – аплодисментами, смехом, возгласами.
Хорошо зарекомендовали себя карточки при работе в группах. Когда в группе от 2-х до 5-ти человек, то фиксировать информацию на карточке не сложно. Наиболее наглядно и быстро идеи можно фиксировать с помощью интеллект карт (карт памяти, Mind maps), при условии, что этим методом владеют участники группы.
Особые обстоятельства и эксперименты. Хочется подчеркнуть, что самые плодотворные идеи возникали у нас в тех штурмах, которые сопровождали Особые обстоятельства или эксперименты. Они великолепно способствовали повышению продуктивности деятельности [14; с. 1]. Это были «ночные идеи» - после корпоратива (!) и шампанского. Однажды проведённый в лесу мозговой штурм дал такое обилие внедрённых впоследствии идей, что очень хотелось повторения эффекта. Последующие «экстремальные» штурмы показали, что результат не случаен.
Далее были «идеи у костра» и «речные мысли». «Вылазки» из помещения позволяли людям быть более открытыми. Иногда брали на такие вылазки друзей, членов семьи. Отмечу, что в подготовке к штурму у некоторых особо срабатывают индивидуальные сигналы (сигареты, жвачка, шоколад, кофе и, простите, секс…) Не всегда возможно использование особых обстоятельств. Но, они могут стать пирожным, наряду с каждодневным использованием хлеба обычных обстоятельств.
Очень яркие идеи возникали на стыке методик, при использовании в мозговом штурме других форм и методов. Метод фокальных объектов давал не просто лучшие идеи, но и наиболее реализуемые. Объединяя две разноплановые идеи (иногда обыденные), получали необычный микс. Брали форму одной методики, а наполняли её содержанием другой. Перемешивали жанры. Играли в ассоциации на тему мозгового штурма, в глобализацию процесса и уход в будущее.
Выход из процесса. В соответствии с моделью вхождения в штурм, необходимо продумать и выход из процесса. Раньше мы просто расходились, когда чувствовали, что все «выдохлись».
Теперь продуманная система ведения штурма и план помогают продумать и его заключение, выход.
Если он соответствует модели вхождения («Выход в открытый космос»; «Оазис в пустыне»; «Возвращение в детство»), то участники остаются более удовлетворёнными, концовка получается логичной. Применяя модель «Оазис в пустыне» выход из процесса организовывали, возвращаясь к началу. После 40-50 минут, когда прозвучало не менее 70-80 идей и ведущий чувствует, что группа стала повторяться, ничего нового уже не прозвучит, объявляется о «возвращении домой». Распахиваем дверь между помещениями, открывается вид на уже остывшую «пустыню». Делаются необходимые объявления, участники через «пустыню» выходят из помещения. Остаётся несколько человек для «расшифровки».
В заключение обязательно зачитываю список аналитической группы и день её сбора.
«Расшифровка» (уяснение) идей и их градация. Чтобы привести полученную информацию в более удобную форму, её необходимо расшифровать [7; с. 207]. Этим можно заняться как непосредственно после штурма, так и на следующий день. Участвовать может не вся группа.
Записать на бумаге все идеи, записанные на магнитофон. Записывать лучше не общим списком, а на сигнальные карточки. Для каждой идеи – своя карточка. На карточках делать пометки. Например, + отмечать оригинальность (от 1 до 3 плюсов). Буквами отмечать степень возможной реализации (Н – невозможно в данный момент; Р – возможно, но сложно; РР – вполне реально). Знаком 0 отметить идеи не нашедшие отклика. В данном случае ноль вовсе не означает, что идея абсолютно пустая, но пока годится лишь для резерва.
Пример заполнения двух карточек после мозгового штурма по рекламе букетов:
для букетов с живыми бабочками РР |
использовать дирижабль Н |
Рассматривать каждую идею так, как будто она единственная и других просто не существует. Это даёт глубокую проработку каждой идеи, поиск рационального зерна в каждом высказывании [1].
Выбрать 5 – 10 лучших идей. Для этого обсудить все их плюсы и минусы, рассмотреть с точки зрения оригинальности и возможности реализации, ориентируясь на сигнальные карты. Отобрать для дальнейшего анализа карточки, на которых не менее двух плюсов (++) и двух букв «Р». Отметить интересные идеи, которые в данный момент не могут быть реализованы, внести их в резервный журнал.
Анализ идей. Вдохновлённые обилием идей, возбуждённые собственным азартом, мы мало внимания уделяли анализу этих идей. Всё сводилось к тому, что через неделю-две (раньше не позволяла текучка дел) отсортировывали десяток идей, записывали их и передавали в необходимое подразделение «для реализации». Реализацией занимались чаще всего люди даже не участвовавшие в мозговом штурме.
Когда занялись настоящим анализом, обработкой и шлифовкой идей, то сделали для себя несколько важных выводов:
- Анализ проводить через 1-2 дня после штурма. Не раньше, чтобы немного «остыть», не позже, чтобы не забыть.
- Выделить аналитическую группу из 3-8 человек, которые участвовали в брейнсторминге. Добавить непосредственных исполнителей, если они в штурме не участвовали. Освободить этих сотрудников от всех дел на целый день.
Наметить первые 10 шагов по воплощению каждой выбранной идеи. Ведь самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению.
Например, после уже упомянутого штурма «Новый взгляд на новое пространство ландшафтного центра» одной из идей была организация консультационных пунктов по видам растений. Список из 10 шагов выглядел так:
- организовать 4 пункта по видам растений (хвойники и лиственники; плодово-ягодные культуры; цветы, травы, газоны; водные и комнатные растения);
- провести конкурс среди штатных консультантов для участия в данном проекте;
- обратиться за помощью в университет;
- предложить штатному фотографу участие в проекте;
- заказать 4 комплекта столов, рабочих кресел, стеллажей, навесов;
- подобрать литературу для консультантов;
- подготовить для консультантов наборы канцтоваров и бумаги;
- заказать литературу и открытки по видам растений для продажи;
- изготовить 4 стенда по болезням растений, правилам посадки и ухода;
- в одной из беседок организовать возможность копирования материала и экспресс-печати фотографий.
Отметить сроки, ответственных лиц, куратора проекта. Внести все данные в таблицу на сигнальной карте.
Подготовить отчётный материал для стенда. Интерпретировать и представить результаты работы [7; с. 229-230].
Карту передать в подразделение, отчётный материал вывесить на стенд. Через 2-3 дня куратор проекта связывается с директором подразделения, уточняются детали и нивелируются нестыковки. В ходе проекта куратор тесно сотрудничает с подразделением, помогает, собирает все сведения, возможно использует резервный журнал.
По окончании проекта аналитическая группа обсуждает сведения, собранные куратором, делает выводы. Выводы в виде отчёта ложатся на стол генерального директора, тезисно вывешиваются на стенд. Отчёты и резервные журналы отправляются на хранение в архив.
Архив создан не просто для «мёртвого» хранения отработанного материала. Он даёт возможность ведущему штурмов анализировать предыдущие мозговые атаки. Из архива иногда можно извлечь интересные, но, раннее по разным причинам не реализованные идеи. В конце года можно подготовить отчёт по материалам архива, выявить для поощрения наиболее творческих лиц в компании. Архив может быть полезен и для маркетинговых исследований. Создавать архив лучше в электронном виде, занося все данные в интерактивную базу данных.
ИТАК, анализ всех ошибок показал:
- как и из кого формировать ГРУППУ МОЗГОВОГО ШТУРМА;
- как использовать 5 СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ для «выращивания» людей, свободных от стереотипов;
- какие ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ способствуют плодотворным результатам.
Возможности Мозгового штурма нельзя назвать безграничными. В группе мозгового штурма резонно прорабатывать задачи первого-второго уровня сложности по классификации ТРИЗ) [16].
Брейнсторминг - самый известный из неалгоритмических методов активации творчества, но не единственный. Достоинства и недостатки подобных методов отмечает И.Л. Викентьев в обзорной статье о современных методиках творчества [3].
Ценя все плюсы мозгового штурма, стоит обратить внимание на альтернативные методы. Разновидности исходного метода - теневая мозговая атака (позволяет вовлечь в процесс любое количество участников); обратная мозговая атака (процесс поиска предполагает три этапа, более полно отражает недостатки продукта); индивидуальная организация умственного труда (с определением цели, обеспечением обзора, озарением и оценкой); домашнее задание «Изобрети колесо» (даёт не плохой результат, если тема очень узкая, а люди привлекаются с высоким уровнем мышления, воображения и привычкой работать самостоятельно).
Морфологический анализ, который позволяет «сбить "инерцию мышления", иначе взглянуть на известное…» [2]. Суть метода - в выявлении и систематическом исследовании всех возможных вариантов исполнения объекта, вытекающих из закономерностей его строения (морфология).
Корабельный совет. Совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Генерирование идей чередуется с критикой, в которой принимают участи все. «Капитан» подводит итог.
Творческие «пятиминутки» на обычных собраниях (разминки). Они позволяют очень быстро, но поверхностно произвести множество идей. Не решают сложных проблем, но, проводимые достаточно часто, приучают к генерации идей.
Метод фокальных объектов. Суть его в переносе признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который должен находиться в фокусе переноса. Базируется на установлении связей ассоциативным путем между фокусом и случайным словом, которое является частью речи (существительное, прилагательное, глагол). Отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. Может служить для создания слоганов, текстов рекламных роликов, поздравлений, а иногда и посылом для настоящих открытий. Кроме оригинальных идей даёт участникам истинное творческое удовольствие и вдохновение.
«Круглый стол» знатоков. Хорошо подготовленное совещание, где обсуждение проблем проводится кругом опытных специалистов высокой квалификации. Предназначено для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности. Но проблемы, как правило, решаются традиционными способами.
Разрыв стереотипов. Структруированный креативный инструмент, главная концепция которого в триединстве «стереотип, разрыв, видение». Метод основан на поиске стереотипа, его сломе и формировании нового видения. Создан в рекламном бизнесе для обновления брэнда, но вполне применим и в других областях.
Коучинг сессии. Работа диалоговая, партнёрство клиента и коуча. Предназначена для раскрытия потенциала человека в достижении им максимального результата. Модное направление. Истинных профессионалов в этой области мало. Заглянув за кулисы, можно сказать, что подчас воображение работает здесь больше, чем необходимо.
Синектика. Метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать ассоциативные связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями. Форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Аналогия может быть выявлена как сознательно и целенаправленно, так и случайно (по ассоциации).
Пусть мозговые штурмы служат нам и дальше. Но пусть это будет не модным и почти что обыденным процессом, а инструментом в преодолении высот, способом решения сложных профессиональных задач. И, надеюсь, анализ моих ошибок поможет вам делать это не легковесно, а взвешенно.
Литература:
- Вибе Якоб, Мозговой штурм для инструкторов. Выступление на Конференции сотрудников ОЕД. Москва. 2003 г.
- Викентьев И. Л., Морфологический анализ, как способ решения бизнес-задач
- Викентьев И. Л., Современные методики творчества/креатива (обзор)
- Емельянов Ю.Н., Активные методы социального обучения. Москва, 1985
- Ерёмина Н.А., Как проводить собрания.
- Ерофеев В. К., Карягин Н. Е., Ноздрина Е. Г., Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений: Учебное пособие, Астрахань, Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998 г.
- Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. 9-е издание. Издательский дом «Вильямс», Москва-Санкт-Петербург-Киев, 2003 г.
- Кочюнас Р., Психотерапевтические группы: теория и практика www.superidea.ru
- Мастеров Б., Конструирование тренинговых процедур
- Метод мозгового штурма. Статья без автора на сайте Advertology.Ru, по материалам Лаборатории Рекламы.
- Паперная Г., Плоды мозгового штурма. Сайт: www.vremya.ru
- Попов М., Мозговой штурм. Сайт: www.smoney.ru/article.shtml
- Самарин Д,. «Мозговой штурм онлайн». Блог: blog.densam.ru.
- Семечкин Н.И., Различные эксперименты с мозговым штурмом
- Соколов А.Б., То, чего не пишут о мозговом штурме
- Уровни творческих задач по классификации создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера
- Шаталов В.Ф., Соцветие талантов. М., ГУП ЦРП «Москва – Санкт-Петербург», 2001 г.
- Электронный словарь «Управление персоналом». Статья «Мозговой штурм». Сайт: psyfactor.org/personal0.htm
Автор: Абрамова Марина Алексеевна,
г. Казань