Тесты креативности тоже входят в группу тестов общих способностей. Креативность - в середине 20 века очень популярное направление. Креативность - это особые способности, тип общих способностей. Креативность от слова "креацио" - создание, сотворение. Выделение этих способностей, успешность выполнения интеллектуальных тестов - ни как не отражается на умении людей решать разного рода проблемы. Основание для успешного решения проблемы нужны иные способности, не интеллектуальные.
Терстоун Льюис - в начале 50-х годов связал креативность или творческие способности с умениями людей быстро усваивать и использовать разными способами новую информацию. Креативность - способность формировать новые идеи. Существенная роль играют индуктивность мышления и некоторые особенности восприятия. Креативность - это способность человека создавать новые идеи, восприимчивость к новым идеям, в отличие от критики всего нового. Терстоун говорил, что творческое решение чаще приходит во время релаксации, а не в момент поглощения проблемой. Креативность связывают с творческими способностями индивида.
Два направления изучения креативности:
- изучение креативности - выяснение познавательных моментов креативности. Изучали - насколько креативность зависима от интеллектуального развития человека.
- выяснение того, является ли личность существенным аспектом креативности. Основное внимание - к анализу личностных, мотивационных характеристик креативных индивидов.
Два типа методов:
- изучение творческих личностей малоформализованными методами диагностики - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности, биографический метода.
- попытка разработать строгоформализованные методы исследований креативности
Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 16 познавательных характеристик креативности. Внимание к тем характеристикам человека, которые не оцениваются с помощью интеллектуальных тестов:
- беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени
- гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую
- оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных.
- способность к разработке гипотезы
Гилфорд выделил характеристики:
- иррелевантность - это логическая независимость идеи от того стимула, который ее вызвал.
- любознательность - чувствительность к проблемам окружающего мира.
Все эти характеристики он описал, как характеристики дивергентного мышления. Дивергентное мышление - проявляется в тех случаях, когда проблема должна быть раскрыта, определена, когда нет способов известных индивиду, как эту проблему решить.
Конвергентное мышление - обычное логическое решение, опирающееся на уже известное решение. Задачу нужно подвести к определенному виду.
Исследуется вопрос о взаимосвязи уровня интеллектуального развития и показателя креативности. С 50-х годов 20 века американские психологи исследовали взаимосвязь уровня интеллектуального развития и показателя креативности. Данные противоречивы.
Одна из проблем - неразработанность диагностики креативности. Психологи проводили исследования на разных испытуемых. Одни психологи проводили исследования на испытуемых со средними показателями интеллекта. Другие психологи проводили исследования на испытуемых с высоким показателем интеллекта. Третьи психологи проводили исследования на испытуемых с низкими показателями интеллекта. Вывод: связь между психометрическими данными и креативностью есть. Но связь не линейная.
- если уровень IQ - средний или ниже среднего, то он напрямую отражается на показателях креативности. Зависимость линейная. Чем выше уровень IQ - тем выше уровень креативности.
- если IQ выше среднего (больше 120), то связи между показателями IQ и креативности не наблюдается. Чтобы у человека развивались творческие способности - человек должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития.
- если IQ - становится очень высоким (больше 170), то он создает препятствие для формирования творческих способностей. Связь между уровнем IQ и креативность становится линейной, но с отрицательным знаком.
Очень высокий уровень умственного развития возникает при наличии мотивации - усвоение знаний, анализ - это жизненная потребность. Собственно творчество таких людей не интересует.
Некоторые психологи на Западе не считают креативность за отдельную категорию. Можно и в интеллектуальные тесты включить тесты и на креативность, и это будет общий уровень способностей (Вернон, Марш).
Показатели тестов креативности зависят от тех же факторов, что и IQ. Креативность, как и IQ зависят от характера прошлого опыта, условий развития.
Креативность зависит от социально-экономического статуса. Школьники из разных стран (больше 1000 чел.) исследовались на креативность. Вывод: креативность зависит от социально экономического статуса, следовательно, креативность можно формировать, воздействуя на среду:
- среда должна отличаться богатством информации
- среда должна отличаться демократизмом, большой свободой
- семейная среда влияет на креативность
- культурные традиции
Для западной культуры свойственно предпочитать творческие способности - интеллектуальным. В США - существуют школы для формирования креативности. Туда попадают дети по результатам теста Стенфорд-Бине. С результатом IQ - 135. И с ними занимаются по специальным программам.
В Японии ценятся интеллектуальные способности. Хорошее усвоение, обученность. Хорошие показатели с точки зрения системы обучения. Японцы не очень отличаются с точки зрения новых изобретений.
Больший процент Нобелевских лауреатов принадлежит США. Там уделяется особое внимание для формирования творческих способностей. В креативности велика роль личностных характеристик. Креативность - отличается определенными личностными чертами. Данные, полученные на разных возрастных группах. Черты личности креативного индивида: креативная личность отличается самоуверенностью, скептицизмом, критичностью, мало считается с социальными ограничениями и чужими мнениями. Выводы других людей креативный индивид должен проверить. Креативных людей отличают: самодовольство, агрессивность, недоброжелательность, некомфортность, эмоциональная возбудимость, склонность к бунтарству, радикализм. Эти черты, свойственные креативным индивидам - типично мужские. Некоторые из психологов считают: почему среди женщин мало креативных. Они должны отречься от женственного и быть креативом. Точка зрения - креативность связана с разного рода патологиями мозга, нервной системы, неврозами. Кронбах считает, что креативность - это есть следствие плохой регуляции мыслительного процесса. Человек не умеет оценивать свои идеи с токи зрения качества.
Наши психофизиологии говорят о креативности, что это показатели нарушения работы мозга. Следствие этого - беглость мысли. Дети с высоким уровнем креативности часто имеют родителей с патологическими заболеваниями.
Другая точка зрения: среди креативных реже встречаются психозы, чаще эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к суицидам, чаще бывает депрессия, очень мнительные. Креативные индивиды - очень восприимчивы к окружающей среде, к помехам.
Мотивация: креативные индивиды - пытаются наилучшим образом себя реализовать, максимально соответствовать своим возможностям. Мотивация построена на стремлении к риску, понять свои возможности.
Источник http:// ww w.psyworld.ru