"Мозговая атака" (брейнсторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Руководителем креативной группы на фирме часто бывает один из менеджеров.
Известно немало разновидностей схем мозговой атаки. Здесь мы с учетом особенностей поведения наших руководителей производством предлагаем схему, рекомендуемую "справочником" для британских менеджеров.
Данная схема включает ряд фаз
1. Подготовка. Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например:
а) проблема - "как преуспеть на современном рынке?";
б) проработка проблемы с помощью предложенных в предыдущем разделе вопросов;
в) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
г) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность менеджеру оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.
2. Формирование креативной группы. Наибольший успех мозговой атаки будет обеспечен при соблюдении следующих условий:
• группа должна состоять примерно из десяти человек;
• социальный статус участников должен быть примерно равным;
• в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение;
• обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии "релаксации". Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классных доски;
• руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников;
• в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.
3. Процедура мозговой атаки. Здесь выделяются три этапа:
Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: "Как преуспеть на современном рынке?" Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно начинается новая вспышка идей. Если таковой не наступает, ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают такую вспышку.
Вопросы: "Каким образом сокращаются издержки производства?" "Где кроются пружины конкурентоспособности?" "Какова политика руководства по вопросу заработной платы?" и т. д. (см. предыдущий раздел).
4. Заключение. Здесь могут иметь место два варианта:
"Классический" вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменно виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения "мозговой атаки". В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.
Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.
2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей.
3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
4. Тестирование идей методом "от противного": "Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?"
5. Определяются наиболее "дикие" идеи, которые пытаются переделать в практически возможные.
6. Каждый участник как бы вновь проделывает "мозговую атаку" для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое.
7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:
• планирование и прогнозирование;
• маркетинг;
• оперативное управление производством;
• управление персоналом.
Мозговой штурм для тренеров
Методика "мозгового штурма" хорошо известна психологам и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.
Один из вариантов методики "мозгового штурма" хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче "Что? Где? Когда?".
Однако, как показывает опыт, психологический потенциал этой методики явно недостаточно используется в сфере образования. А ведь подобные психотехнологии, будучи не слишком сложными в применении, могут стать эффективным инструментом в работе с педагогами. Я думаю, что для начинающего психолога, мучительно размышляющего над вопросом, как ему начать работу с педагогами, методика "мозгового штурма" может стать первым шагом в этом направлении.
Хочу предложить один из самых простых вариантов методики "мозгового штурма", который может быть реализован на педагогическом совете, в процессе психологического тренинга учителей или как отдельное специальное мероприятие.
Необходимое время – 2-2,5 часа.
Разогрев
Психолог кратко информирует педагогов о сути методики "мозгового штурма": где, как и для чего она обычно применяется. Высказывает предположение о том, что эта методика может оказаться полезной для решения конкретных школьных проблем. Для интеллектуальной разминки можно предложить участникам несколько эвристических задач.
Задача "Куб с отверстием"
Имеется деревянный куб с размером грани 20 см. В нем нужно проделать отверстие сложной формы, связывающее находящиеся рядом плоскости. Отверстие должно быть постоянного диаметра и иметь как минимум четыре поворота. Предложите возможные варианты решений.
Чем более необычные и разнообразные идеи возникнут у педагогов, тем лучше. Один из возможных вариантов решения (но не единственный!) таков: отверстие сложной формы можно получить с помощью сплава, нагретого до высокой температуры, который прожигает в кубе отверстие под действием силы тяжести. Поворачивая куб, можно менять направление движения сплава.
Задача "Время на перекуры"
На одном из японских заводов возникла следующая проблема: из-за частых перекуров токарей производительность труда в цехе была не слишком высокой. Поставить у каждого станка контролера - невозможно. Да и видеокамеру над каждым станком не повесишь. Во время "мозгового штурма", в котором принимали участие менеджеры, было найдено простое и остроумное решение, учитывающее человеческую психологию. Какое?
Эта задача помогает участникам приблизиться к способам решения проблем, которые для них близки. А ответ таков: "курилку" перенесли из дальнего помещения в центр цеха, установили ее на высоком постаменте и сделали стеклянной. Понятно, что на виду у всех особенно долго не покуришь. Производительность труда выросла.
Определение проблемы
Этот этап необходим в том случае, если проблема, требующая решения, не обозначена с самого начала.
Если число участников игры не слишком велико, то можно провести изучение рейтинга проблем.
Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение. Писать необходимо кратко, понятно и разборчиво.
После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке, и на ее правой стороне ставит знак "плюс" напротив проблемы, которую он считает наиболее значимой. Если такой, по его мнению, нет, то никаких знаков он не ставит.
По сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до того момента, пока карточка не вернется к владельцу.
Помощник ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их: выписывает формулировки проблем, получившие самый высокий рейтинг (две-три). Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна проблема для обсуждения. Например: "Как учителю взаимодействовать с гиперактивным ребенком?", "Приемы и методы снятия эмоциональной напряженности", "Каким образом общаться с конфликтными родителями?"
Генерация идей
Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог "мозгового штурма".
Участники группы разбиваются на несколько команд (по 5–6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них они будут записывать новые идеи - по одной на каждой.
Ведущий информирует участников о правилах этого этапа.
Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления.
Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.
Самые лучшие - это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы педагоги попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения.
Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.
Время этого этапа - 30 минут. Обычно первые 10–15 минут - это стадия "раскачки", во время которой звучат достаточно банальные предложения. Наиболее продуктивно проходят последние минуты этапа генерации идей. Ведущий переходит от команды к команде, оказывая эмоциональную поддержку участникам.
По окончании отведенного времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.
Анализ идей
Основной задачей этого этапа является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
Правила этого этапа следующие
• Самая лучшая идея - та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.
• Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее.
• Отбрасывать идеи нельзя.
• Время - тоже 30 минут, иногда требуется немного больше.
• При необходимости участники пишут на карточках свои соображения, развивающие высказанную идею.
Поиск возможностей для реализации
Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям - оригинальности и возможности реализации.
Каждая карточка с идеей должна быть помечена такими значками:
+ + - очень хорошая, оригинальная идея;
+ - неплохая идея;
0 - не удалось найти конструктива;
НР - невозможно реализовать;
ТР - трудно реализовать;
РР - реально реализовать.
Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет.
Время этого этапа - 20 минут.
Завершение
Представители групп делают сообщения об итогах своей работы. Они рассказывают о тех идеях, которые получили либо два "плюса", либо значок "РР", либо оба эти значка.
Вот тут-то и выясняется, насколько продуктивным оказался "мозговой штурм". Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.
Результаты, полученные в процессе работы, "выстраданные" участниками, имеют для них большое значение. Поэтому представляется целесообразным после завершения "мозгового штурма" поручить кому-либо из педагогов (может быть, своеобразной комиссии, составленной из представителей всех групп) оформить самые лучшие идеи на специальном стенде или представить их в виде рекомендаций, которые можно было бы раздать каждому педагогу. Возможен вариант, при котором психолог берет эту обязанность на себя.
Плоды "мозгового штурма" важно "материализовать" в самое короткое время.
Игорь Вачков,
кандидат психологических наук
Источник информации: ww w.advertology.ru