Метод фокальных объектов («метод каталога», «метод случайных объектов»): метод поиска новых идей путем присоединения к заданной ТМ свойств или признаков случайных объектов. Автор Ф. Кунце (Германия, 1926 г.). Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
В контексте рекламы и в зависимости от выбора фокального объекта метод может развиваться по двум направлениям:
- модификация самой марки посредством придания ей неожиданных свойств (так, например, низкокалорийный майонез становится салатным соусом, рекламный буклет — похожим на записную книжку бизнесмена и т.п.);
- изменение темы рекламной коммуникации ТМ.
План действий:
- выбирается объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (сама ТМ или тема ее рекламной коммуникации);
- выбираются 3—4 случайных объекта (открыв наугад книгу, вспомнив актуальные премьеры в кино и т.п.);
- для каждого из случайных объектов выписывают несколько характерных признаков (свойств);
- полученные признаки переносят на прототип (фокальный объект), таким образом получаются новые сочетания;
- новые сочетания можно развивать путем свободных ассоциаций. При этом все интересные идеи должны фиксироваться;
- новые идеи оцениваются, из них отбираются наиболее эффективные (или удобные) с точки зрения реализации.
Недостатки метода следующие:
- непригодность при решении сложных задач;
- метод дает только простые сочетания;
- отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.