Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.
Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей [7, 9, 13, 19]:
- Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
- В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
- Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
- Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
- Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:
- отсутствие ограничения по времени;
- минимизация мотивации достижения;
- отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
- отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.
В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, а также использовались автором пособия для изучения креативности на студенческих выборках ряда петербургских вузов [9, 10].
ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)
Условия проведения
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
В тесте используются следующие показатели креативности:
- Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
- Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).
Инструкция к тесту
Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.
Обработка результатов тестирования
Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.
Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:
1 |
0% |
20% |
40% |
60% |
80% |
100% |
2 |
0,95 |
0,76 |
0.67 |
0,58 |
0,48 |
0,00 |
3 |
4 |
2 |
1
'
|
1 |
0 |
0 |
Примечание:
1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;
2 - значение индекса оригинальности;
3 - значение индекса уникальности.
Пример интерпретации: пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:
2,41 / 5 = 0,48
Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.
СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
Фамилия, инициалы _________________________________
Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________
Дорисуйте картинки и дайте им названия!
Дорисовывать можно что угодно и как угодно.
Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.
Атлас типичных рисунков
Картинка №4
ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)
Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.
Инструкция к тесту
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.
Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.
Интерпретация результатов тестирования
Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.
Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством “троек слов”, так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других – не дать ни одного.
Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.
Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя “количество ответов” (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:
1 |
0% |
20% |
40% |
60% |
80% |
100% |
2 |
1,00 |
0,94 |
0,91 |
0,86 |
0,81 |
0,61 |
3 |
19 |
6 |
4 |
3 |
2 |
0 |
4 |
49 |
20 |
15 |
12 |
10 |
1 |
Примечание:
1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;
2 - значение индекса оригинальности;
3 - значение индекса уникальности;
4 - количество ответов.
Пример интерпретации результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20,25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него.
Индекс уникальности здесь показывает, сколько новых решений способен предложить испытуемый в общей массе выполненных заданий.
Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.
СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
Фамилия, инициалы _________________________________
Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.
Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером.
СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ
1. случайная - гора - долгожданная
2. вечерняя - бумага - стенная
3. обратно - родина - путь
4. далеко - слепой - будущее
5. народная - страх - мировая
6. деньги - билет - свободное
7. человек - погоны - завод
8. дверь - доверие - быстро
9. друг - город - круг
10. поезд - купить - бумажный
|
Слово |
Словосочетания |
|
Слово |
Словосочетания |
1 |
|
|
11 |
|
|
2 |
|
|
12 |
|
|
3 |
|
|
13 |
|
|
4 |
|
|
14 |
|
|
5 |
|
|
15 |
|
|
6 |
|
|
16 |
|
|
7 |
|
|
17 |
|
|
8 |
|
|
18 |
|
|
9 |
|
|
19 |
|
|
10 |
|
|
20 |
|
|
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОТВЕТОВ
(варианты ответов и их оригинальность)
Тройка слов № 1
Случайная - гора - долгожданная
Беседа |
0,99 |
Письмо |
0,99 |
Вершина |
0,98 |
Победа |
0,92 |
Восхождение |
0,98 |
Подарок |
0,99 |
Встреча |
0,00 |
Поездка |
0,79 |
Высота |
0,97 |
Покорение |
0,99 |
Газета |
0,99 |
Помощь |
0,98 |
Гроза |
0,99 |
Поход |
0,98 |
Деньги |
0,99 |
Привал |
0,98 |
Дождь |
0,99 |
Прогулка |
0,98 |
Дорога |
0,91 |
Птица |
0,99 |
Женщина |
0,97 |
Путевка |
0,98 |
Знакомство |
0,98 |
Путешествие |
0,97 |
Лавина |
0,99 |
Путь |
0,98 |
Любовь |
0,95 |
Работа |
0,98 |
Мечта |
0,97 |
Радость |
0,98 |
Находка |
0,99 |
Снег |
0,96 |
Обвал |
0,99 |
Событие |
0,99 |
Облако |
0,99 |
Тропа |
0,96 |
Отдых |
0,98 |
Удача |
0,96 |
Отпуск |
0,98 |
Человек |
0,99 |
Падение |
0,99 |
Тройка слов № 2
Вечерняя - бумага - стенная
Афиша |
0,99 |
Реклама |
0,96 |
Газета |
0,00 |
Сенсация |
0,99 |
Картина |
0,98 |
Сообщение |
0,99 |
Красивый |
0,99 |
Туалет |
0,99 |
Объявление |
0,99 |
Фотография |
0,99 |
Печать |
0,96 |
Тройка слов № 3
Обратно - родина - путь
Будущее |
0,91 |
Направление |
0,98 |
Вернуться |
0,93 |
Ностальгия |
0,98 |
Видеть |
0,98 |
Отправиться |
0,98 |
Возвращение |
0,00 |
Поезд |
0,78 |
Граница |
0,98 |
Радость |
0,91 |
Далеко |
0,87 |
Самолет |
0,96 |
Двинуться |
0,98 |
Собираться |
0,76 |
Дом |
0,37 |
Солдат |
0,98 |
Дорога |
0,67 |
Стремление |
0,98 |
Ехать |
0,85 |
Сын |
0,98 |
Зовет |
0,98 |
Тоска |
0,98 |
Идти |
0,83 |
Хотеть |
0,98 |
Мать |
0,98 |
Эмиграция |
0,98 |
Тройка слов № 4
Далеко - слепой - будущее
Беда |
0,98 |
Надежда |
0,89 |
Безнадежно |
0,95 |
Перспектива |
0,98 |
Вера |
0,91 |
План |
0,98 |
Вести |
0,98 |
Поводырь |
0,98 |
Взгляд |
0,61 |
Предвидеть |
0,86 |
Видеть |
0,00 |
Путь |
0,86 |
Движение |
0,95 |
Радость |
0,98 |
Дождь |
0,89 |
Случай |
0,98 |
Друг |
0,98 |
Смотреть |
0,82 |
Зрение |
0,98 |
Страх |
0,91 |
Идти |
0,98 |
Судьба |
0,98 |
Мечта |
0,91 |
Счастье |
0,95 |
Музыкант |
0,98 |
Удача |
0,98 |
Мысль |
0,98 |
Человек |
0,89 |
Тройка слов № 5
Народная - страх - мировая
Беда |
0,97 |
Песня |
0,99 |
Битва |
0,99 |
Победа |
0,99 |
Война |
0,00 |
Политика |
0,99 |
Воля |
0,99 |
Правда |
0,99 |
Единство |
0,99 |
Проблема |
0,98 |
Жизнь |
0,98 |
Революция |
0,93 |
История |
0,98 |
Сила |
0,99 |
Катастрофа |
0,97 |
Сказка |
0,99 |
Компания |
0,99 |
Скорбь |
0,99 |
Кризис |
0,99 |
Слава |
0,97 |
Легенда |
0,99 |
Событие |
0,99 |
Медицина |
0,92 |
Трагедия |
0,98 |
Молва |
0,99 |
Утрата |
0,99 |
Тройка слов № 6
Деньги - билет - свободное
Большой |
0,97 |
Отпуск |
0,94 |
Взять |
0,92 |
Отсутствие |
0,97 |
Время |
0,03 |
Подарить |
0,94 |
Вход |
0,86 |
Поезд |
0,94 |
Выигрыш |
0,97 |
Поездка |
0,81 |
Деньги |
0,97 |
Покупать |
0,92 |
Иметь |
0,83 |
Получить |
0,89 |
Использовать |
0,94 |
Посещение |
0,83 |
Касса |
0,86 |
Потерять |
0,95 |
Кино |
0,97 |
Приобрести |
0,97 |
Купе |
0,92 |
Продажа |
0,92 |
Купить |
0,94 |
Проезд |
0,94 |
Лишний |
0,97 |
Путешествие |
0,78 |
Место |
0,00 |
Самолет |
0,94 |
Много |
0,92 |
Цена |
0,97 |
Находить |
0,97 |
Человек |
0,92 |
Обмен |
0,94 |
Тройка слов № 7
Человек - погоны - завод
Армия |
0,95 |
Военный |
0,00 |
Большой |
0,91 |
Военпред |
0,93 |
Важный |
0,99 |
ВПК |
0,99 |
Вахтер |
0,97 |
Дисциплина |
0,99 |
Долг |
0,98 |
Оружие |
0,99 |
Золотой |
0,95 |
Офицер |
0,99 |
Идет |
0,99 |
Охрана |
0,99 |
Конверсия |
0,99 |
Служить |
0,88 |
Красивый |
0,94 |
Солдат |
0,99 |
Купить |
0,99 |
Старый |
0,99 |
Начальник |
0,99 |
Увидеть |
0,99 |
Новый |
0,97 |
Честь |
0,98 |
Оборонный |
0,99 |
Ящик |
0,99 |
Тройка слов № 8
Дверь - доверие - быстро
Автомобиль |
0,97 |
Находить |
0,89 |
Большой |
0,97 |
Открывать |
0,00 |
Взаимопонимание |
0,97 |
Поднять |
0,97 |
Война |
0,97 |
Получить |
0,97 |
Входить |
0,00 |
Пользоваться |
0,97 |
Выходить |
0,89 |
Потерять |
0,87 |
Друг |
0,97 |
Приобрести |
0,94 |
Завоевать |
0,94 |
Пройти |
0,97 |
Закрыть |
0,94 |
Распахнуть |
0,97 |
Испортить |
0,97 |
Сломать |
0,91 |
Ломать |
0,97 |
Тройка слов № 9
Друг - город - круг
Билет |
0,90 |
Дальний |
0,95 |
Близкий |
0,50 |
Дорогой |
0,95 |
Большой |
0,00 |
Друг |
0,98 |
Важный |
0,98 |
Единственный |
0,95 |
Великолепный |
0,98 |
Ехать |
0,90 |
Войти |
0,95 |
Забытый |
0,95 |
Встреча |
0,98 |
Замкнутый |
0,90 |
Знакомый |
0,71 |
Мой |
0,79 |
Идти |
0,98 |
Наш |
0,98 |
Интересный |
0,98 |
Общение |
0,98 |
Красивый |
0,90 |
Покинуть |
0,95 |
Лучший |
0,95 |
Почетный |
0,98 |
Любимый |
0,74 |
Родной |
0,90 |
Маленький |
0,98 |
Сердце |
0,98 |
Метро |
0,98 |
Старый |
0,88 |
Милый |
0,95 |
Хороший |
0,95 |
Тройка слов № 10
Поезд - купить - бумажный
Белый |
0,99 |
Пакет |
0,93 |
Билет |
0,00 |
Полотенце |
0,98 |
Близкий |
0,99 |
Проездной |
0,99 |
Дом |
0,99 |
Расписание |
0,99 |
Журнал |
0,99 |
Салфетка |
0,99 |
Змей |
0,98 |
Собака |
0,99 |
Игрушка |
0,92 |
Стакан |
0,93 |
Книга |
0,99 |
Товар |
0,98 |
Макет |
0,99 |
Тройка слов № 11
Цвет - заяц - сахар
Белоснежка |
0,99 |
Мокрый |
0,99 |
Белоснежный |
0,99 |
Морковь |
0,97 |
Белый |
0,00 |
Нежный |
0,99 |
Вредный |
0,99 |
Приятный |
0,99 |
Грязный |
0,98 |
Серый |
0,90 |
Конфета |
0,98 |
Снежный |
0,99 |
Леденец |
0,97 |
Хороший |
0,99 |
Любимый |
0,97 |
Шоколад |
0,99 |
Тройка слов № 12
Ласковая - морщины - сказка
Бабушка |
0,00 |
Мама |
0,62 |
Дед |
0,99 |
Няня |
0,92 |
Детство |
0,99 |
Старая |
0,98 |
Доброта |
0,99 |
Старушка |
0,97 |
Женщина |
0,96 |
Улыбка |
0,99 |
Лицо |
0,97 |
Тройка слов № 13
Детство - случай - хорошее
Будущее |
0,97 |
Знакомый |
0,97 |
Было |
0,97 |
Игра |
0,94 |
Воспоминание |
0,00 |
Любовь |
0,97 |
Впечатление |
0,97 |
Море |
0,94 |
Встреча |
0,86 |
Мороженое |
0,97 |
Друг |
0,89 |
Настроение |
0,40 |
Отец |
0,97 |
Ребенок |
0,97 |
Пережить |
0,97 |
Сад |
0,97 |
Праздник |
0,97 |
Счастье, счастливый |
0,25 |
Прекрасно |
0,97 |
Удача |
0,97 |
Происшествие |
0,94 |
Чистый |
0,97 |
Радость |
0,86 |
Чувство |
0,97 |
Тройка слов № 14
Воздух - быстрая - свежее
Ветер |
0,64 |
Погода |
0,97 |
Веяние |
0,97 |
Поездка |
0,85 |
Вода |
0,88 |
Полет |
0,94 |
Волна |
0,94 |
Поток |
0,55 |
Впечатление |
0,94 |
Прогулка |
0,97 |
Горы |
0,91 |
Прохлада |
0,97 |
Гроза |
0,97 |
Разум |
0,97 |
Девушка |
0,97 |
Реакция |
0,94 |
Дуновение |
0,88 |
Река |
0,73 |
Дыхание |
0,73 |
Струя |
0,00 |
Еда |
0,97 |
Тепло |
0,97 |
Езда |
0,82 |
Течение |
0,76 |
Завтрак |
0,91 |
Ум |
0,97 |
Идея |
0,97 |
Утро |
0,94 |
Море |
0,94 |
Чистый |
0,97 |
Ночь |
0,97 |
Шампанское |
0,97 |
Отдых |
0,91 |
Шар |
0,94 |
Ощущение |
0,97 |
Тройка слов № 15
Певец - Америка - тонкий
Вкус |
0,91 |
Пластинка |
0,98 |
Галстук |
0,97 |
Принц |
0,97 |
Голос |
0,00 |
Рок |
0,98 |
Джаз |
0,98 |
Слух |
0,98 |
Джексон |
0,54 |
Стиль |
0,98 |
Знаток |
0,95 |
Талант |
0,98 |
Знаменитый |
0,98 |
Тенор |
0,98 |
Интеллект |
0,98 |
Успех |
0,98 |
Кантри |
0,97 |
Ценитель |
0,92 |
Мужчина |
0,98 |
Чернокожий |
0,98 |
Намек |
0,98 |
Юмор |
0,85 |
Негр |
0,97 |
Тройка слов № 16
Тяжелый - рождение - урожайный
Большой |
0,99 |
Осень |
0,99 |
Время |
0,95 |
Период |
0,99 |
Год |
0,00 |
Писатель |
0,99 |
День |
0,91 |
Сезон |
0,99 |
Закрома |
0,99 |
Случай |
0,98 |
Колос |
0,99 |
Сорт |
0,99 |
Колосс |
0,99 |
Труд |
0,99 |
Месяц |
0,94 |
Тяжелый |
0,99 |
Мысль |
0,99 |
Хлеб |
0,99 |
Неделя |
0,99 |
Час |
0,99 |
Тройка слов № 17
Много - чепуха - прямо
Все |
0,99 |
Нос |
0,99 |
Глупость |
0,98 |
Писать |
0,97 |
Говорить |
0,00 |
Путь |
0,99 |
Дело |
0,97 |
Разговор |
0,90 |
Думать |
0,99 |
Сказать |
0,96 |
Ерунда |
0,98 |
Слово |
0,96 |
Здесь |
0,98 |
Смотреть |
0,99 |
Книга |
0,99 |
Читать |
0,99 |
Нести |
0,95 |
Шум |
0,98 |
Тройка слов № 18
Кривой - очки - острый
Взгляд |
0,06 |
Носить |
0,96 |
Глаз |
0,25 |
Оправа |
0,96 |
Дужка |
0,96 |
Рог |
0,94 |
Зеркало |
0,98 |
Старик |
0,98 |
Зрение |
0,80 |
Стекло |
0,65 |
Нос |
0,00 |
Тройка слов № 19
Садовая - мозг - пустая
Банка |
0,99 |
Кость |
0,99 |
Голова |
0,00 |
Линия |
0,99 |
Горох |
0,97 |
Мысль |
0,99 |
Грядка |
0,99 |
Работа |
0,96 |
Извилина |
0,97 |
Скамейка |
0,99 |
Капуста |
0,99 |
Трата |
0,99 |
Кладовая |
0,99 |
Усталость |
0,97 |
Клетка |
0,98 |
Участок |
0,97 |
Кольцо |
0,98 |
Центр |
0,98 |
Корзина |
0,99 |
Человек |
0,99 |
Коробка |
0,98 |
Ячейка |
0,99 |
Тройка слов № 20
Гость - случайно - вокзал
Большой |
0,97 |
Поезд |
0,98 |
Визит |
0,97 |
Поездка |
0,95 |
Войти |
0,98 |
Попал |
0,97 |
Встреча, встретить |
0,00 |
Попутчик |
0,97 |
Гость |
0,97 |
Посетил |
0,98 |
Долгожданный |
0,98 |
Прибытие |
0,98 |
Зайти |
0,97 |
Приезд, приезжать |
0,43 |
Знакомство |
0,93 |
Прийти |
0,92 |
Идти |
0,98 |
Путь |
0,98 |
Нежданный |
0,98 |
Случай |
0,98 |
Оказаться |
0,96 |
Увидеть |
0,98 |
Ю.Л.Старенченко
ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ