Внимание!

Можно добавить свой запрос на мозговой штурм !
Нужно только зарегистрироваться и СОЗДАТЬ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Проведение Мозгового штурма
 

В последнее время в связи с развитием технологий наблюдается ускорение всех процессов, происходящих в обществе. Окружающий нас мир становиться все быстрее и быстрее и скорость растет. Вы недавно приобрели новую книгу по менеджменту? Спешите ее прочитать - пройдет совсем немного времени и появится новый бестселлер.

Вы купили весной последнюю модель мобильного телефона? Зайдите в салон по продаже телефонов летом. Ваша новая модель уже совсем не новая, а ваш тариф устарел. С огромной скоростью меняются продукты, модели, программы, концепции, тарифы (в России и законы).

Компании вынуждены постоянно совершенствовать свои технологии, выпускать на рынок новые продукты, порождать новые идеи. Hewlett-Packard получает большую часть прибыли на товарах, которые год назад еще даже не существовали. В 1996 году Sony выпустила 5000 новых изделий, что составляет более двух изделий в час! Чтобы выжить в этом стремительно меняющемся мире, необходимо самому постоянно меняться, находить что-то новое, творить. Творчество теперь уже не является специальностью людей искусства, быть творцом жизненно необходимо менеджеру, программисту, маркетологу, тренеру, торговому представителю.… Все чаще работодатели указывают такое требование к кандидату как творческий подход, креативность. Креативность стала залогом успешной деятельности в нашем стремительно меняющимся мире.
 

Итак, разрешите представить - креативность.

Креативностью называется способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. При этом необходимо отметить созидательный, конструктивный характер такого мышления и поведения. Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения, казалось бы, в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов (физических и интеллектуальных).

Является ли креативность врожденным качеством или ее развитие зависит от воспитания или обучения? Почему действия одного человека это постоянный источник новых идей, подходов, решений, другой же наоборот отличается стандартностью во всем, в мыслях, действиях, решениях?

Действительно, креативность во многом зависит от врожденных качеств, однако все же развитие у человека творческого мышления в основном определяется тем, в какой среде развивался человек, насколько эта среда стимулировала творчество, поддерживала и развивала индивидуальность человека. Есть данные, что в период между 6 и 7 годами креативность уменьшается на 50%, а к зрелому возрасту еще на 30%. Наш источник живой творческой энергии постепенно заносят пески здравого смысла, рационализма, стереотипов. Но источник-то есть в каждом из нас! Вопрос в том, чтобы снять барьеры и позволить ему вновь свободно течь в нашу жизнь, искрясь на солнце.

Говоря о развитии креативности, пожалуй, в первую очередь стоит сказать о барьерах препятствующих проявлению нашего творческого начала.

На тренинге по развитию креативности тренер рисует на доске три круга (рис. 1) и дает следующее задание (задание дается устно): "К этим трем кругам добавьте нечто, чтобы получилось два". Группа начинает работу: кто-то пытается превратить эти круги в колеса, дорисовывая машину, кто-то превращает один из кругов в квадрат, кто-то складывает лист так, чтобы один круг наложился на другой, кто-то просто отрывает "лишний" круг.… Но ни одно из этих решений не удовлетворяет тренера. Да и сами участники чувствуют, что все же в их решениях чего-то не хватает: вроде бы и задача решена, но не то, не то. В решениях не хватает красоты, точности, изящества.

И вдруг "эврика!", кто-то нашел решение: эти три круга используются как основа для написания слова "два". Ведь в задании не было сказано, чтобы осталось два круга, просто чтобы получилось два ("два"). Однако участники уверяли, что в инструкции явственно звучало "…чтобы осталось два круга". На этом примере мы можем видеть действие одного из барьеров проявления креативности - стремление к определенности. Человек не любит неопределенность и всегда стремиться ее ликвидировать. Условие задачи звучит достаточно неопределенно - что ж мы сами дополним условие. Теперь все понятно и можно спокойно приступать к решению. Но, увы! Сузив формулировку проблемы, ограничив себя дополнительными условиями, слишком четкими формулировками, мы сами себе закрыли пути к решению задачи. Подобные вещи случаются сплошь и рядом, и главное неосознанно! А креативность как раз любит неопределенность. Неопределенность это тот кислород, который позволяет нашему творческому началу гореть ярче. Чем больше неопределенности, тем больше возможностей найти новое неожиданное, свежее решение, казалось бы, уже давно исследованной со всех сторон проблемы. Например, как лучше организовать офис? Стоп. А кто сказал, что все должны сидеть вместе, что офис это столы, стулья, бумаги? Где записано? Долой определенность! Виртуальный офис это совершенно новое решение старой проблемы.

Еще одним барьером проявления креативности является боязнь оценки других людей. В любом новом деле, всегда есть большая вероятность неудачи, ошибки. Поэтому часто мы предпочитаем лучше сделать что-либо старым проверенным способом, нежели экспериментировать в надежде на успех. Хотите, верьте, хотите, нет, но существует компания, где ошибки поощряются и при подведении годовых итогов и распределении премий существует премия за "ошибку года"…

Стереотипизированные фрагменты сознания (возрастные, половые, статусные стереотипы, непоколебимые идеи, принципы, привычки и т.д.) существенно ограничивают поле, где можно применить творческий подход.

Заниженная самооценка, отсутствие доверия к самому себе также становятся препятствиями на пути к свободному проявлению творческого начала в человеке.

Именно наличие в каждом из нас многочисленных барьеров подобного рода мешает нам проявить свой творческий потенциал. Поэтому, одним из ключевых моментов тренинга по развитию креативности является осознание своих барьеров проявления креативности и работа с ними.

Однако для руководителя недостаточно только самому быть креативным, важно поощрять и развивать творческий подход у своих сотрудников. Для этого менеджер должен создавать соответствующую среду, способствующую проявлению креативности - креативную среду. Можно выделить ряд характеристик такой среды - это:

- Неопределенность
- Проблемность
- Принятие
- Безоценочность

Необходимо заметить, что каждый человек для другого тоже является средой. Наверняка Вы замечали, что в обществе яркого, творческого человека и сам становишься более творческим. Креативный человек притягивает других, с ним интересно. На него как на танцующие языки пламени никогда не надоедает смотреть. Так что горите ярко и люди вокруг Вас станут лучше, веселее, креативнее!

Конечно, в такой короткой статье невозможно хоть сколько-нибудь полно охватить феномен креативности. Но есть другая идея. Я предлагаю Вам прямо сейчас потренироваться в развитии своей креативности и ощутить творческий процесс так сказать "вживую".

Для этого Вам предлагается решить одну управленческую задачу. (Подобные задания используются на тренинге креативности.)

Итак, задача:

Представьте себе, что Вы являетесь руководителем двух заводов по производству кроссовок. Заводы выпускают одну и ту же продукцию. Один завод расположен в Ярославле, другой в Брянске. На том и на другом заводе общая проблема, из-за воровства Ваша компания каждый месяц терпит существенные убытки. Регионы небогатые, зарплата низкая и работники заводов вынося, и потом, продавая кроссовки, таким образом, получают дополнительный доход. Многие воруют просто по старой "совковой" привычке. Так или иначе, эта проблема имеет такие масштабы, что ставит под угрозу дальнейшее существование вашей компании. Вам как руководителю необходимо найти решение данной проблемы и полностью прекратить воровство. (Понятно, что Вы уже предпринимали некоторые меры, например такие, как усиление охраны и увольнение пойманных на воровстве, однако несут пуще прежнего.)*

Подсказка (по процессу решения)

Процесс решения творческой задачи называется креативным процессом. У этого процесса есть определенные закономерности, и знание их помогает добиться успеха в поиске решения.
 

Этапы креативного процесса.

1. Псевдо инсайт

Приступая к работе над задачей, Вам сразу же приходят в голову несколько вариантов решения. Однако чаще всего эти решения не являются настоящим решением проблемы.

2. Анализ проблемы

На этом этапе происходит анализ данных о проблеме, сопоставление их, обращение к предыдущему опыту

3. Фрустрация

В какой то момент ваше терпение заканчивается, и Вы решаете бросить это дурацкое занятие. При этом могут быть различные варианты реакции: агрессия (Вот задали задачку, якорь им в печенку!!!), депрессия (Эх, ничего-то у меня не получается, да и не получится…ничего…никогда…), рационализация (Условие задачи сформулировано некорректно, поэтому адекватного решения быть не может), также возможны другие варианты, однако в любом случае результат - прекращение работы над проблемой.

Момент фрустрации при решении творческих задач является ключевым. Здесь важно не бросать эту задачу, а просто оставить ее на время, переключиться на другую деятельность (при этом очень важно сохранить мотивацию к решению)

4. Инкубация

На этом этапе сознательно Вы не занимаетесь проблемой, однако ваше подсознание активно ищет пути решения задачи.

5. Инсайт (озарение)

И вот вдруг неожиданно к Вам приходит решение. Вы даже и не думали о задаче, решение появилось вроде бы ниоткуда. Момент нахождения ответа сопровождается сильными положительными переживаниями. Вам даже не надо себя проверять - Вы точно знаете, что это верный ответ.

6. Проверка решения

Здесь Вы все-таки проверяете, насколько ответ верен, насколько ваше решение адекватно.

Я искренне надеюсь, что знание о креативном процессе, о барьерах проявления креативности поможет Вам не только решить предложенную задачу, но и в дальнейшем, в своей повседневной деятельности, Вы сможете чаще проявлять свой творческий потенциал.

kreakratia.ru

школа актерского мастерства в Москве

Вход в систему

Мозговой штурм

НЕСТАНДАРТНО. РУ - полигон мозгового штурма

Цель - помочь Вам в проведении мозгового штурма

 ОбЪединив в группу всех креативных рекламистов, дизайнеров и копирайтеров мы помогаем найти нестандартное и необычное решение вашем задачи (находим креативное решение задачи).

Это замечательный пример проведения штурма  и урок мозгового штурма, как метод обучения для многих креаторов и арт директоров.

карта сайта

Tags in Теория рекламы, дизайна, креатива